Государственная экспертиза проекта строительства в казахстане

Содержание:

Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Государственная вневедомственная экспертиза проектов» (РГП «Госэкспертиза») Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан

Последние ответы на вопросы

Система государственной экспертизы проектов в РК » Государственная экспертиза проектов на строительство объектов и комплексов

Государственная экспертиза проектов на строительство объектов и комплексов

Государственная экспертиза документации на строительство объектов и комплексов — одна из основных форм государственной оценки качество предпроектной и проектной (проектно-сметной) документации на строительство предприятий, зданий и сооружений.

Законом Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» определено, что государственная экспертиза проектов является единой государственной системой, дублирование функций которой не допускается. Согласно этой законодательной нормы постановлениями Правительства Республики Казахстан от 4 апреля 2005 года № 304 «Об утверждении перечня субъектов государственной монополии и сфер, в которых данные субъекты занимают монопольное положение» и от 3 октября 2005 года № 991 «О внесении дополнения в постановление Правительства Республики Казахстан от 4 апреля 2005 года № 304», которыми проведение государственной экспертизы проектов на строительство отнесено к сфере государственной монополии, а РГП «Госэкспертиза» включено в перечень ее субъектов.

Пунктами 3 и 4 «Правил проведения экспертизы предпроектной (технико-экономических обоснований) и проектной (проектно-сметной) документации на строительство независимо от источников финансирования, а также утверждения проектов, строящихся за счет государственных инвестиций», утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 августа 2002 года № 918 (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Правительства от 02.12.2004 г. № 1250, от 16.06.2006 г. № 557 и от 07.07.2006 г. № 647), определено, что экспертиза проектов осуществляется физическими и (или) юридическими лицами, имеющими соответствующую лицензию. При этом государственная экспертиза проектов осуществляется юридическим лицом, уполномоченным Правительством Республики Казахстан без права осуществлять какую-либо иную деятельность. Экспертизу проектов, не относящихся к исключительной компетенции государственной экспертизы, осуществляют субъекты рынка экспертных работ — аккредитованные негосударственные экспертные центры и (или) аттестованные эксперты.

Юридическое лицо, уполномоченное Правительством Республики Казахстан осуществлять государственную экспертизу проектов, в установленном порядке включается в перечень организаций, подведомственных уполномоченному органу по делам архитектуры, градостроительства и строительства.

В соответствии с Положением о Комитете по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан, утвержденном постановлением Правительства Республики Казахстан от РГП «Госэкспертиза» включено в перечень организаций, подведомственных Комитету.

В соответствии со статьей 64 Закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» пунктом 16 вышеуказанных Правил установлено, что к исключительной компетенции государственной экспертизы относится экспертиза обоснований инвестиций, технико-экономических обоснований и расчетов, проектной (проектно-сметной) документации для строительства объектов (комплексов):

возводимых за счет государственных инвестиций или с их участием, а также возводимых без участия государственных инвестиций, но предусматривающих установленную в законодательном порядке долю государственной собственности в объемах выпускаемой продукции или предоставляемых услуг;
в части соответствия государственным нормативным требованиям по санитарной, экологической, пожарной и взрывной безопасности, охране труда, надежности конструкций, устойчивости функционирования потенциально опасных и технически сложных объектов, по обеспечению доступа для инвалидов и маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и рекреационной инфраструктуры, независимо от источников финансирования строительства.
Перечень технически сложных объектов строительства определяется в соответствии с общим порядком отнесения зданий и сооружений к категории технически сложных, устанавливаемом Правительством Республики Казахстан.

Государственной экспертизе также подлежит конкурсная (тендерная) документация на проведение государственных закупок подрядных работ (услуг) по крупным и сложным объектам строительства или объектам с продолжительностью строительства свыше шести месяцев.

Экспертиза проектной документации

Внимание! Приведенная ниже информация возможна устарела — в связи с изменениями в законодательстве.

Экспертиза предпроектной и проектной документации делится на два больших вида:

Проведение комплексной экспертизы регламентируется статьей 64 Закона РК «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан», и этот вид экспертизы бывает двух видов:

· государственная экспертиза, проводимая РГП «Госэкспертиза»;

· экспертиза, проводимая субъектами рынка экспертных работ;

Проведение отраслевых экспертиз регламентируется законами Республики Казахстан (это требование прописано в п. 6.1 CH PK 1.02-03-2011 «Порядок разработки, согласования, утверждения и состав проектной документации на строительство»). На данный момент это:

В данном разделе я попробую обобщить известную мне информацию обо всех видах указанных выше экспертиз. Надеюсь на Ваши предложения и замечания.

Один комментарий на «Экспертиза проектной документации»

Здравствуйте,
Скажите пожалуйста, какую экспертизу должен пройти ПСД, если объекты находятся на нефтяном месторождении и является капитальным ремонтом и реконструкцией. И какой документ может обосновать это.
Спасибо.

Уточняющий вопрос: Вас интересует место проведения — государственная или в аккредитованной экспертной организации? Или что-то другое?

Здравствуйте ! Я выполнял работы по разработке ПСД. Сдали на проверку в Госэкспертизу, но по Замечаниям Заказчик отозвал ПСД с проверки (по вине Заказчика). В свое время Заказчик оплатил 30% аванс и соответственно потерял эти деньги после отзыва проекта с проверки. Теперь мы повторно сдали ПСД на проверку и Заказчик требует с нас оплату услуг Экспертизы причем в полном объеме, не только потерянные 30% но и всю сумму. Насколько законны такие требования ? В Договоре этот нюанс не оговорен. Я готов оплатить 30% хотя моей вины в этом прямой нет, но оплачивать полностью всю сумму я не хочу и не могу — это около 2,000,000 тенге.
Скажите пожалуйста может ли Заказчик повесить на меня оплату экспертизы в полном объеме ?
Заранее благодарю

Выскажу свое мнение.
Согласно п.7 статьи 64-1 Закона:
7. Заказчик проектов строительства (технико-экономических обоснований или проектно-сметной документации) является и заказчиком экспертных работ по этому проекту.
Если в договоре между заказчиком и проектировщиком ничего не сказано об оплате экспертных работ, то по-моему мнению, оплату экспертизы проводит заказчик, т.е. договор на проведение экспертизы заключается между двумя сторонами: заказчиком и экспертной организацией. Если в договоре между заказчиком и проектировщиком сказано, что экспертизу проекта оплачивает проектировщик, то договор на проведение экспертизы заключается между тремя сторонами: заказчик, плательщик (в данном случае проектировщик), экспертная организация. Данные типы договоров выложены на сайте РГП «Госэкспертиза».
Раз у Вас возник такой вопрос, то, скорее всего, у Вас договор на экспертизу был заключен между двумя сторонами: заказчиком и экспертной организацией.

Согласно статье 672 Гражданского кодекса (в данной статье под подрядчиком понимается проектировщик):
1. Подрядчик по договору подряда на проектные и изыскательские работы несет ответственность за недостатки проектно-сметной документации и изыскательских работ, включая недостатки, обнаруженные впоследствии в ходе строительства, а также в процессе эксплуатации объекта, созданного на основе выполненной проектно-сметной документации и данных изыскательских работ.
2. При обнаружении недостатков в проектно-сметной документации или в изыскательских работах подрядчик по требованию заказчика обязан безвозмездно переделать проектно-сметную документацию и соответственно произвести необходимые дополнительные изыскательские работы, а также возместить заказчику причиненные убытки, если законодательными актами или договором не установлено иное.

То есть, если договор с экспертизой расторгнут по вине проектировщика, то он обязан возместить заказчику причиненные убытки.
Отсюда я делаю вывод — если договор расторгнут с экспертизой по вине проектировщика, то он должен возместить убытки заказчику — в Вашем случае это средства уплаченные им за экспертизу (30% в Вашем случае). Если вины проектировщика нет, то и убытки заказчика он возмещать не должен.
Здесь важно знать причину, по которой заказчик расторг договор с экспертизой — он в своем письме о расторжении договора должен четко обосновать свои действия по расторжению договора, но даже при вине проектировщика он должен только возместить убытки заказчику, не более.
Это мое личное мнение, оно вполне может быть ошибочным.

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста какую экспертизу должен пройти рабочий проект, у госэкспертизы либо аккредитованной экспертной организации. Объект 5 этажный, коммерческий. Будет строится на частные деньги.

Уточните, пожалуйста, поподробнее назначение 5-этажного объекта — офисы, бытовое обслуживание населения или еще что-то.

Офисное здание, предусмотрен лифт, пожарная лестница

Если бы у Вас было офисное здание до 2 этажей, с количеством персонала до 50 человек, и расположено оно в не сейсмическом районе, то экспертизу можно было бы проходить в аккредитованной организации, а для Вашего 5-этажного офисного (административного) здания — только государственная экспертиза. Это касается нового объекта строительства. Если это реконструкция, например, существующее здание приспосабливается под административное, то тогда можно было бы проходить в аккредитованной организации, т.к. финансирование не бюджетное.
Это мое личное мнение. Для получения официального ответа рекомендую задать этот вопрос в Комитет по делам строительства или в РГП «Госэкспертиза».

Читайте так же:  Требования к защищенности информации

Правила Правительства от 19.08.2002 N 918
«ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВИДАМ ПРЕДПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ, А ТАКЖЕ ПРОЕКТНОЙ (ПРОЕКТНО — СМЕТНОЙ) ДОКУМЕНТАЦИИ»

1. Общие положения

1. Настоящие Правила проведения экспертизы по отдельным видам предпроектной документации, а также проектной (проектно — сметной) документации на строительство объектов и комплексов в Республике Казахстан (далее — Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан», иными нормативными правовыми актами.

Правила устанавливают порядок организации и осуществления экспертизы предпроектной и проектной (проектно — сметной) документации на строительство (реконструкцию, реставрацию, расширение, техническое перевооружение, модернизацию, капитальный ремонт) объектов и их комплексов, прокладки коммуникаций, инженерной подготовки территории, благоустройства и озеленения (далее — проект).

Понятия, используемые в Правилах, приведены в приложении к настоящим Правилам.

2. Правила являются обязательными для всех субъектов архитектурной, градостроительной и строительной деятельности на территории Республики Казахстан.

3. Экспертиза проектов осуществляется аттестованными физическими лицами (экспертами) и аккредитованными юридическими лицами (экспертными центрами), имеющими лицензию на право осуществления соответствующих видов экспертных работ, не относящихся к исключительной компетенции государственной экспертизы.

Аттестация экспертов и аккредитация экспертных центров осуществляется Комитетом по делам строительства Министерства экономики и торговли Республики Казахстан (далее — Комитет по делам строительства).

4. Государственная экспертиза осуществляется юридическим лицом, уполномоченным Правительством Республики Казахстан.

Уполномоченное юридическое лицо (далее — государственная экспертиза) в установленном порядке включается в перечень организаций, подведомственных Комитету по делам строительства.

5. Экспертиза проектов проводится до утверждения проектов.

6. Экспертиза проектов осуществляется на основании договоров с отнесением затрат на стоимость рассматриваемого проекта.

Цены и тарифы на экспертные работы, производимые в счет выполнения заказа государства, устанавливаются Госэкспертизой по согласованию с уполномоченным органом — Комитетом по делам строительства, а также уполномоченным государственным органом по регулированию естественных монополий и защите конкуренции.

2. Общий порядок проведения экспертизы

7. Экспертиза проектов направлена на обеспечение проектными решениями устойчивого функционирования объектов после ввода их в эксплуатацию и включает экспертную оценку на:

1) соответствие проекта заданию на проектирование, иным исходным материалам (данным), техническим условиям и требованиям, а также утвержденным градостроительным (планировочным) решениям и функциональному назначению данного участка (площадки, трассы) строительства;

2) соблюдение обязательных требований по взрывной и пожарной безопасности, охране труда и технике безопасности, инженерных, ресурсосберегающих, экологических и санитарных требований, установленных государственными и межгосударственными нормативами;

3) обоснованность принятых объемно — планировочных и конструктивных решений, применяемых материалов и инженерного оборудования, надежность и прочность строительных конструкций;

4) обоснованность и целесообразность объемов строительства, предусмотренных проектной (проектно — сметной) документацией;

5) обоснованность и достоверность показателей, в том числе расчетной или сметной стоимостей строительства.

8. При проведении экспертизы также устанавливается наличие или отсутствие у разработчика проекта лицензии на соответствующие виды проектных (проектно — изыскательских) работ, а также необходимых согласований проекта с государственными органами противопожарной, санитарно — эпидемиологической, экологической служб и иными надзорными службами, установленных законодательством.

9. Проект представляется на экспертизу заказчиком (инвестором) либо по его поручению генеральным проектировщиком в объеме, предусмотренном государственными нормативами.

10. Комплектность представленных материалов проекта, соответствие их состава требованиям, установленным государственными нормативами, проверяется в пятидневный срок со дня их поступления на экспертизу.

При установлении некомплектности проекта либо ее несоответствия требованиям по составу заказчик (инвестор) либо уполномоченный им генеральный проектировщик уведомляется о необходимости представления недостающих материалов.

11. Продолжительность проведения экспертизы проектов устанавливается договором, но не должна превышать 45 календарных дней.

При проведении экспертизы проектов на строительство технически особо сложных объектов (комплексов) либо комплексной градостроительной документации, утверждаемых Правительством Республики Казахстан, продолжительность может быть продлена до 60 дней.

Продолжительность проведения экспертизы проектов на строительство технически несложных объектов для осуществления предпринимательской деятельности в сфере малого бизнеса не должна превышать 15 дней.

12. Проекты, в которые вносятся изменения (дополнения), оказывающие влияние на утвержденные основные технико — экономические показатели, подлежат повторной экспертизе в порядке, установленном для вновь разрабатываемых проектов.

13. Проектная (проектно — сметная) документация, по которой в течение трех и более лет после ее разработки и проведения экспертизы не начато строительство, считается устаревшей и может быть использована для реализации только после проведения новой экспертизы и переутверждения в установленном законодательством порядке.

14. Предпроектная или проектная (проектно — сметная) документация на строительство, подлежащая экспертизе, но не прошедшая ее в установленном порядке, считается незавершенной и не подлежит дальнейшей реализации.

15. Утверждение проектов, выдача разрешений на начало их реализации (разрешений на производство строительно — монтажных работ) без положительного заключения экспертизы, проведенной в соответствии с настоящими Правилами, не допускаются.

3. Государственная экспертиза проектов

16. К исключительной компетенции государственной экспертизы относится экспертиза обоснований инвестиций, технико — экономических обоснований и расчетов, проектной (проектно — сметной) документации для строительства объектов (комплексов):

1) возводимых за счет государственных инвестиций или с их участием, а также возводимых без участия государственных инвестиций, но предусматривающих установленную в законодательном порядке долю государственной собственности в объемах выпускаемой продукции или предоставляемых услуг;

2) в части соответствия государственным нормативным требованиям по санитарной, экологической, пожарной и взрывной безопасности, охране труда, надежности конструкций, устойчивости функционирования потенциально опасных и технически сложных объектов, независимо от источников финансирования строительства.

Государственной экспертизе также подлежит конкурсная (тендерная) документация на проведение государственных закупок подрядных работ (услуг) по крупным и сложным объектам строительства или объектам с продолжительностью строительства свыше шести месяцев.

17. По объектам и комплексам, которые предусматриваются проектировать и строить поэтапно, государственная экспертиза проектов может осуществляться по соответствующим этапам (экспертное сопровождение).

Порядок осуществления экспертного сопровождения устанавливается государственными нормативами, утверждаемыми Комитетом по делам строительства.

18. Государственная экспертиза для осуществления возложенных функций наделяется правом:

1) по результатам проведенной экспертизы рекомендовать к утверждению, отклонять или возвращать на доработку проекты;

2) отзывать ранее выданные положительные заключения при невыполнении заказчиком, оговоренных в выводах условий (требований);

3) запрашивать и получать в установленном законодательством порядке от заказчиков рассматриваемого проекта в лице государственных органов и юридических лиц, а также отдельных специалистов — разработчиков проекта материалы и информацию, необходимую для качественного проведения экспертизы;

4) запрашивать и получать сведения о наличии у разработчиков проектов соответствующей лицензии;

5) создавать в установленном порядке экспертные комиссии (рабочие группы) либо привлекать специалистов для комплексного рассмотрения проектов и составления сводного заключения. При этом наличие лицензии у экспертов из числа специалистов государственных органов, научных, изыскательских, проектных и иных организаций, а также зарубежных специалистов, привлекаемых для проведения государственной экспертизы проектов, не обязательно.

19. Руководители государственных органов и организаций обеспечивают в качестве привлеченных экспертов участие своих специалистов в проведении комплексной государственной экспертизы проектов по вопросам, входящим в их компетенцию.

20. По результатам рассмотрения проекта и с учетом выводов заключений по разделам проекта, подготовленных привлеченными экспертами, государственная экспертиза составляет сводное экспертное заключение, содержащее выводы:

1) с рекомендацией к утверждению проекта и его основных технико — экономических показателей;

2) о возврате проекта на доработку;

3) об отклонении проекта с указанием причин такого вывода государственной экспертизы.

21. Положительное заключение по предпроектной документации служит основанием для:

1) ее утверждения в установленном порядке и принятия инвестором решения по инвестированию объекта строительства;

2) разработки проектной (проектно — сметной) документации.

22. Положительное заключение по проектной (проектно — сметной) документации служит основанием для:

1) ее утверждения в установленном порядке;

2) открытия финансирования строительства;

3) выдачи разрешения на начало реализации проекта (разрешения на производство строительно — монтажных работ).

23. Положительное заключение по конкурсной (тендерной) документации на проведение государственных закупок подрядных работ (услуг) служит основанием для:

1) утверждения конкурсной (тендерной) документации;

2) оценки конкурсных заявок поставщиков подрядных услуг.

24. Государственная экспертиза и эксперты в своей деятельности по анализу, оценке эффективности инвестиций и качеству проектов независимы от субъектов архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Представительные и исполнительные органы власти и уполномоченный государственный орган не вправе вмешиваться в профессиональную деятельность экспертизы.

4. Заключительные положения

25. Заказчик (инвестор) либо, по его поручению, доверенное лицо вправе выбирать экспертов (экспертные центры) для проведения негосударственной экспертизы проектов, кроме экспертных работ, относящихся к исключительной компетенции государственной экспертизы.

26. Физические и юридические лица, являющиеся разработчиками проекта (отдельных его частей или разделов), не могут проводить экспертизу данной проектной (проектно — сметной) документации в качестве экспертов (экспертных центров), а также привлекаться государственной экспертизой для участия в экспертной оценке данного проекта.

27. Государственная экспертиза, а также экспертные центры и эксперты обязаны соблюдать конфиденциальность и обеспечивать коммерческую тайну по рассматриваемым проектам.

Читайте так же:  Образец заполнения заявления на получение ип

28. За достоверность оценки проектных решений и технико — экономических показателей, рекомендуемых к утверждению либо отклонению от утверждения, государственная экспертиза, а также эксперты и экспертные центры несут ответственность, предусмотренную законодательством Республики Казахстан.

29. Экспертная деятельность, осуществляемая государственной экспертизой, а также экспертами или экспертными центрами, не снимает ответственности за качество проектной и последующей строительной продукции с заказчика (собственника), разработчиков проектов, согласующих инстанций, подрядчиков (генподрядчиков), осуществляющих строительно — монтажные работы, производителей строительных материалов (изделий, конструкций) и оборудования, применяемых в строительстве данных объектов.

Приложение 0. Понятия, используемые в Правилах проведения экспертизы по отдельным видам предпроектной документации, а также проектной (проектно — сметной) документации

ПОНЯТИЯ,
используемые в Правилах проведения экспертизы
по отдельным видам предпроектной документации,
а также проектной (проектно — сметной) документации

1. Конкурсная (тендерная) документация — документация, составленная в соответствии с заданием заказчика и включающая порядок и условия (ограничения) проведения конкурса (тендера) на подрядные работы, а также основные технико — экономические показатели объекта строительства.

2. Расчетная стоимость строительства — стоимость строительства объекта (комплекса), определяемая по укрупненным сметным нормативам при разработке предпроектной документации на строительство.

3. Сметная стоимость строительства — стоимость строительства объекта (комплекса), определяемая в соответствии со сметными нормативами при разработке проектной документации на строительство.

4. Потенциально опасные объекты строительства — объекты, заведомо содержащие потенциальную угрозу возникновения техногенных или экологических бедствий, устойчивому функционированию иных объектов.

5. Технически сложные объекты (комплексы) — здания и сооружения (их комплексы), относящиеся в соответствии с государственными нормативами к I и II уровням ответственности, а также капитальные здания (сооружения), располагаемые в районах (зонах) повышенной сейсмической опасности или иных особых геологических (гидрогеологических) и геотехнических условий, требующих специальных проектных решений и мероприятий при их строительстве.

6. Подрядные работы (услуги) — работы (услуги) по проведению инженерных изысканий для строительства; анализу и научным исследованиям, опытам и экспериментам, нормотворчеству, проектированию, экспертизе документации на строительство; строительству (расширению, модернизации, техническому перевооружению, реконструкции, реставрации) зданий и сооружений; монтажу технологического и инженерного оборудования и устройств, пуско — наладочным работам; ведению технического, авторского и государственного надзора, ввода построенного объекта (комплекса) в эксплуатацию; осуществлению капитального ремонта, консервации строек и постутилизации объектов строительства, выработавших свой ресурс.

Об утверждении «Правил проведения государственной экспертизы документации на строительство» СН РК Б.1-6-98

Приказ Комитета по жилищной и строительной политике Министерства энергетики, индустрии и торговли Республики Казахстан от 18 декабря 1998 года N 55. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 22.01.1999 г. за N 671. Утратил силу приказом и.о. Председателя Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан от 15 сентября 2006 года N 352

Извлечение из
приказа и.о. Председателя Комитета по делам строительства и
жилищно-коммунального хозяйства Министерства индустрии и торговли
Республики Казахстан от 15 сентября 2006 года N 352

. ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Признать утратившим силу приказ Председателя Комитета по жилищной и строительной политике Министерства энергетики, индустрии и торговли Республики Казахстан от 18 декабря 1998 года N 55 «Об утверждении «Правил проведения государственной экспертизы документации на строительство» СН РК Б.1-6-98″ (1999 года 22 января регистрационный N 671).
.

В целях реализации Закона Республики Казахстан от 22.10.93 г. N 2474-XII Z933200_ «Об архитектуре и градостроительстве в Республике Казахстан» приказываю:
1. Утвердить прилагаемые «Правила проведения государственной экспертизы документации на строительство СН РК Б.1-6-98 и ввести их в действие с момента государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
2. С введением в действие Настоящих правил считать утратившей силу на территории Республики Казахстан «Инструкцию о порядке экспертизы проектов и смет на строительство (реконструкцию) предприятий, зданий и сооружений» СН 213-73.
3. Управлению архитектуры, градостроительства и технического нормирования (Бекмухамбетов С.К.) совместно с КазГИИЦС (Дуйсенов Б.С.) в установленном порядке опубликовать в сборнике материалов информацию об утверждении «Правил проведения государственной экспертизы документации на строительство» СН РК Б.1-6-98 и организовать ее издание.

Правила проведения государственной
экспертизы документации на строительство
СН РК Б.1-6-98

Глава I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок и сроки проведения государственной экспертизы документации на строительство, которая включает в себя: обоснования инвестиций, технико-экономические обоснования (расчеты) строительства, проекты, рабочие проекты на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение и капитальный ремонт предприятий, зданий и сооружений на территории Республики Казахстан и предназначена для применения государственными организациями, осуществляющими экспертизу проектов строительства, органами государственного управления и надзора, заказчиками (инвесторами), предприятиями, организациями, иными юридическими и физическими лицами — участниками инвестиционного процесса в строительстве.
2. Государственная экспертиза является одним из этапов инвестиционного процесса в строительстве и проводится в целях предотвращения строительства объектов, создание и использование которых не отвечает требованиям государственных норм и правил или наносит ущерб охраняемым Законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства, а также в целях контроля за соблюдением социально-экономической, научно-технической, градостроительной, энергосберегающей и природоохранной политики.
3. При проведении государственной экспертизы необходимо руководствоваться законодательными и нормативными актами Республики Казахстан, настоящими Правилами, а также иными государственными документами, регулирующими инвестиционную деятельность в строительстве.
4. Порядок проведения государственной экспертизы документации на строительство устанавливается Правительством Республики Казахстан.
5. Порядок проведения государственной экспертизы градостроительной документации устанавливается в соответствии с «Порядком разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительных проектов», утвержденным Постановлением Коллегии Минстроя Республики Казахстан от 24.11.94 г. N 11-2.

Глава 2. Порядок проведения экспертизы

6. В соответствии с Порядком проведения экспертизы документации на строительство, проекты на строительство предприятий, зданий и сооружений подлежат государственной экспертизе в следующем порядке:
Экспертиза проектов государственных национальных и республиканских целевых программ, а также наиболее крупных и уникальных объектов и комплексов, строительство которых осуществляется полностью или частично за счет государственных инвестиций, проводится экспертными комиссиями, создаваемыми по решению Правительства Республики Казахстан, по представлению республиканского Государственного органа управления архитектурно-градостроительной деятельностью, в которые включаются представители научных, общественных, и других организаций, а при необходимости и иностранные специалисты.
Отнесение предприятий, зданий и сооружений к крупным и уникальным (сложным) определяется в соответствии с «Инструкцией о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий зданий и сооружений» СНиП РК А.2.2-1-96.
Государственная экспертиза документации на строительство объектов и комплексов, сооружаемых полностью или частично за счет государственного бюджета, специальных государственных фондов, банковского кредита, государственных валютных средств и инвестиционных кредитов, предоставляемых Республике Казахстан или под гарантии Республики Казахстан, а также средств государственных предприятий и организаций, осуществляется (с привлечением, при необходимости, специалистов министерств, ведомств и организаций):
по объектам и комплексам сметной (расчетной) стоимостью в базисных ценах 10 млн. тенге и выше — Государственной вневедомственной экспертизой проектов (Госэкспертизой);
по объектам и комплексам производственного назначения сметной (расчетной) стоимостью в базисных ценах до 10 млн. тенге — территориальными подразделениями (дочерними предприятиями) Госэкспертизы;
по типовым, экспериментальным и переутверждаемым проектам, а также типовым проектным решениям — Госэкспертизой.
Государственной экспертизе подлежит также документация на строительство объектов и комплексов до ее утверждения независимо от источников их финансирования, форм собственности и принадлежности объектов, в том числе сооружаемые совместными и иностранными субъектами, в части соблюдения норм и правил пожаро-, взрывобезопасности, надежности конструкций и устойчивости их функционирования, а также по условиям и охране труда.
7. Документация на строительство объектов и комплексов финансируемых без привлечения государственных инвестиций, подлежат обязательной экспертизе юридическими и физическими лицами, имеющими соответствующую государственную лицензию на выполнение экспертных работ, кроме разделов, касающихся вопросов пожаро-, взрывобезопасности, надежности конструкций и устойчивости их функционирования, а также условий и охраны труда.
Порядок проведения экспертизы на строительство индивидуальных жилых домов регламентируется СНиП РК А 2.2-6-97 «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство индивидуальных жилых домов».
8. Основанием для проведения экспертизы документации на строительство и выдачи экспертных оценок служит договор, заключенный между заказчиком (инвестором) и Госэкспертизой на платной основе в порядке, устанавливаемом республиканским Государственным органом управления архитектурно- градостроительной деятельностью.
9. Исполнительные органы власти и органы государственного управления не вправе вмешиваться в профессиональную деятельность организаций государственной экспертизы проектов.

Глава 3. Объем проектной документации
и порядок ее представления на экспертизу

10. Документация на строительство представляется заказчиком (инвестором) в государственную экспертную организацию, осуществляющую комплексную экспертизу, в объеме, предусмотренном действующими нормативными документами на их разработку, в двух экземплярах вместе с исходной и разрешительной документацией, необходимыми согласованиями и заключением (согласованием) государственной экологической экспертизы.
11. По объектам, строительство которых осуществляется без привлечения государственных инвестиций, документация на строительство представляется на экспертизу в объеме, необходимом для оценки проектных решений в части соблюдения норм и правил пожаро-, взрывобезопасности, надежности конструкций и устойчивости их функционирования, а также по условиям и охране труда, соответствия проектных решений утвержденной градостроительной документации и соблюдения установленного порядка согласования и утверждения документации на строительство.
12. Объем документации на строительство, подлежащий рассмотрению Госэкспертизой по предложениям Госстройлицензии в порядке выборочного контроля, на предмет получения (лишения, приостановки) гослицензии устанавливается экспертной организацией самостоятельно. К представляемой документации прилагаются документы об утверждении проекта, заключение ранее рассматривавшей документацию экспертной организации и справка о состоянии строительства (по строящимся объектам).
13. При необходимости, экспертная организация имеет право запросить у заказчика дополнительную информацию по рассматриваемой документации на строительство.
14. Комплектность представленных материалов, их соответствие требованиям действующих нормативных документов по составу проектной документации проверяется экспертной организацией в 5-ти дневный срок с даты их получения.
При установлении некомплектности документации на строительство экспертная организация уведомляет заказчика о необходимости представления недостающих материалов. В этом случае экспертной организацией могут быть также приняты решения об отклонении от рассмотрения документации на строительство до ее укомплектования и соответствующего переноса сроков договора на проведение экспертизы.
15. При повторной экспертизе представляются:
пояснительная записка к доработанной по замечаниям экспертной организацией документации на строительство с уточнением технико- экономических показателей и сметной (расчетной) стоимости строительства;
документация, в которую внесены изменения и дополнения по результатам предыдущего рассмотрения.

Читайте так же:  Договор аренды такси с физическим лицом

Глава 4. Основные вопросы *, подлежащие проверке при экспертизе

Примечание. Основные вопросы уточняются в зависимости от отраслевой специфики, особых условий и видов строительства.

16. При экспертизе проектов строительства проверяется:
соответствие принятых решений обоснованию инвестиций в строительство объекта, другим предпроектным материалам, заданию на проектирование, а также исходным данным, техническим условиям и требованиям, выданным заинтересованными организациями и органами государственного надзора при согласовании места размещения объекта;
наличие необходимых согласований проекта с заинтересованными организациями и органами государственного надзора;
хозяйственная необходимость и экономическая целесообразность намечаемого строительства, исходя из социальной потребности в результатах функционирования запроектированного объекта, конкурентоспособности его продукции (услуг) на внутреннем и внешнем рынках, наличия природных и иных ресурсов;
выбор площадки (трассы) строительства с учетом градостроительных, инженерно-геологических, экологических и др. факторов и согласований местных органов управления в части землепользования, развития социальной и производственной инфраструктуры территорий, результатов сравнительного анализа вариантов размещения площадки (трассы);
обоснованность определения мощности (вместимости, пропускной способности) объекта, исходя из принятых проектных решений, обеспечения сырьем, топливно-энергетическими и другими ресурсами, потребности в выпускаемой продукции или представляемых услугах;
достаточность и эффективность технических решений и мероприятий по охране окружающей природной среды, предупреждению аварийных ситуаций и ликвидации их последствий;
обеспечение безопасности эксплуатации предприятий, зданий и сооружений и соблюдение норм и правил взрывопожарной и пожарной безопасности;
соблюдение норм и правил по охране труда, технике безопасности и санитарным требованиям;
достаточность инженерно-технических мероприятий по защите населения и устойчивости функционирования объектов в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
наличие проектных решений по обеспечению условий жизнедеятельности маломобильных групп населения;
оценка технического уровня намечаемого к строительству (реконструкции) предприятия (сооружения);
оценка эффективности инвестиций в строительство объекта и условий его реализации, а также возврата кредита;
обоснованность применяемой технологии производства на основе сравнения возможных вариантов технологических процессов и схем, выбор основного технологического оборудования;
оптимальность принятых решений по инженерному обеспечению, возможность и целесообразность использования автономных систем и вторичных энергоресурсов;
наличие безотходного (малоотходного) производства на базе полного и комплексного использования сырья и отходов;
обоснованность и надежность строительных решений (особенно при сооружении объекта в сложных инженерно-геологических условиях);
оптимальность решений по генеральному плану, их взаимоувязка с утвержденной градостроительной документацией, рациональность решений по плотности застройки территории и протяженности инженерных коммуникаций;
обоснованность принятых объемно-планировочных решений и габаритов зданий и сооружений, исходя из необходимости их рационального использования для размещения производств и создания благоприятных санитарно-гигиенических и других безопасных условий работающим;
эффективность использования площадей и объемов зданий;
обеспечение архитектурного единства и высокого уровня архитектурного облика зданий и сооружений, соответствие их градостроительным требованиям в увязке с существующей застройкой;
достаточность и эффективность технических решений по энергосбережению;
оценка проектных решений по организации строительства;
достоверность определения стоимости строительства.

Глава 5. Результаты анализа принятых проектных решений

17. Оценка принятых проектных решений дается с учетом:
анализа технико-экономических показателей, состав которых определяется в зависимости от отраслевой специфики видов строительства, их сопоставления с показателями, определенными в составе обоснования инвестиций в строительство данного объекта, а также установленными заданиями на проектирование;
соответствия проектных решений заданию на проектирование и утвержденной предпроектной документации;
комплектности представленной документации и глубины проектных проработок, включая качество оформления документации;
отмеченных нарушений и отступлений от требований действующих директивных и нормативных документов и пр.;
соответствия рассмотренной документации требованиям Закона Республики Казахстан «Об энергосбережении» от 25 декабря 1997 года N 210-13 Z970210_ РК в части теплозащиты ограждающих конструкций и установки приборов контроля, учета и регулирования газа, воды и тепла.
В предложениях Госэкспертизы должно быть учтено влияние проведенной экспертизы на технико-экономический уровень проектируемого объекта и его качественных характеристик с оценкой изменений эффективности инвестиций, технико-экономических показателей, расхода сырья, материалов, топливно- энергетических ресурсов в производстве и строительстве, уровня воздействия на окружающую среду, сметной стоимости строительства и т.д.

Глава 6. Экспертная оценка качества
проекта и выводы экспертизы

18. Критерием оценки качества проектов строительства является эффективность капиталовложений в создание (развитие) предприятий, зданий и сооружений, а также рациональность технологических, объемно-планировочных, конструктивных и прочих решений и соответствие их современным техническим, природоохранным, социальным, эстетическим, градостроительным и другим требованиям.
При этом производится оценка качества каждого раздела проекта и на ее основе формируется общая экспертная оценка, указываемая в выводах и предложениях по проекту в целом.
На основе проведенного анализа и оценок проектных решений подготавливается сводное заключение, которое должно содержать обоснованные выводы о допустимости (недопустимости) реализации объекта экспертизы.
Положительное заключение должно включать выводы о соответствии

объекта экспертизы предъявляемым требованиям и рекомендации по его

Отрицательное заключение может содержать два вывода:

о необходимости доработки объекта экспертизы по замечаниям и

предложениям, изложенным в сводном заключении экспертизы;

о недопустимости реализации объекта экспертизы ввиду несоответствия

его предъявляемым требованиям.

Глава 7. Состав, содержание и порядок

оформления экспертного заключения

19. Состав экспертного заключения определяется необходимостью

проведения комплексной экспертизы документации на строительство и

— общую часть (характеристику в целом рассматриваемой документации);

— замечания и предложения;

— экспертную оценку разделов документации на строительство и проекта

— выводы и рекомендации.

20. Содержание экспертного заключения.

Экспертное заключение должно содержать:

краткую характеристику исходных данных, условий строительства и основных проектных решений, а также технико-экономические показатели проекта строительства;
конкретные замечания и предложения по принятым проектным решениям, изменения и дополнения, внесенные в процессе экспертизы, ожидаемый эффект от их реализации (с количественной оценкой);
общие вопросы о целесообразности инвестиций в строительство с учетом экономической эффективности, экологической безопасности, эксплуатационной надежности, конкурентоспособности продукции и социальной значимости объекта;
рекомендации по дополнительной детальной проработке отдельных проектных решений при последующем проектировании;
выводы с рекомендациями об утверждении (положительное заключение) или отклонении проекта.
По результатам экспертизы составляется заключение. Государственная экспертная организация, осуществляющая рассмотрение документации на строительство, подготавливает сводное экспертное заключение по документации с учетом заключений других государственных и лицензированных экспертиз, принимавших участие в рассмотрении проекта.
При выявлении в результате экспертизы грубых нарушений нормативных требований, которые могут повлечь за собой снижение или потерю прочности и устойчивости зданий и сооружений или создать иные аварийные ситуации, экспертным органом вносится предложение о применении в установленном порядке к организациям-разработчикам проектной документации штрафных санкций или приостановлении (аннулировании) действия выданных им лицензий.
Составленное по результатам рассмотрения документации на строительство экспертное заключение подписывается руководителями экспертных подразделений, принимавшими участие в рассмотрении документации и ведущим экспертом.
Положительное заключение утверждается Руководителем экспертной

организации, а при проведении экспертизы экспертной комиссией — ее

Оформленное в установленном порядке экспертное заключение

направляется (после соответствующей регистрации) сопроводительным письмом

(подписанным руководителем или его заместителем) в адрес заказчика

(инвестора), проектной и других заинтересованных организаций.

21. Экспертное заключение является юридическим документом и

обязательно к исполнению всеми участниками инвестиционной деятельности.

Положительное заключение Госэкспертизы по документации на

строительство является основанием для:

— ее утверждения в установленном порядке;

— для дальнейшего проектирования;

— получения разрешения на строительство;

— проведения тендеров (торгов) и заключения контрактов.

Срок действия экспертного заключения составляет 2 года.

В случае корректировки ранее утвержденной проектно-сметной

документации в связи с изменением проектных решений и

технико-экономических показателей, документация подлежит повторному

22. Договор на экспертизу заключается с заказчиком или по его решению

с проектной организацией-разработчиком проекта. Не допускается заключение

договора на экспертизу через посреднические организации.

Глава 8. Сроки проведения экспертизы

23. Срок проведения комплексной государственной экспертизы

документации на строительство принимается в зависимости от трудоемкости

экспертизы и, как правило, не должен превышать 45 дней.

24. Срок корректировки документации на строительство по замечаниям и

предложениям экспертизы, как правило, не должен превышать 30 дней.

25. Продолжительность подготовки заключений по отдельным разделам и

вопросам не должна, как правило, превышать 50 процентов продолжительности

комплексной экспертизы документации на строительство.

26. Сроки начала и окончания экспертизы устанавливаются договором на