Договор с актером на съемку

Трудовой договор с актером кино (образец заполнения)

ТРУДОВОЙ ДОГОВОР

ООО «Кинолента», именуемый в дальнейшем Продюсер, в лице генерального директора Макарова Анатолия Игоревича, действующего на основании Устава, с одной стороны, и Батрамеева Людмила Викторовна, именуемая в дальнейшем Актер, с другой стороны, заключили настоящий срочный договор о нижеследующем:

I. Предмет договора

1.1. Продюсер принимает Актера в состав съемочной группы на должность «актер второго плана» (исполнение роли «Иванова Светлана») в фильме под рабочим (условным) названием «Мечта» (жанр — комедия, автор сценария — А.В. Боголюбов, режиссер-постановщик — М.К. Давыдов, композитор — Л.В. Деева, в дальнейшем именуемый «Фильм»).

Срок действия договора с «01» мая 2011 г. по «31» августа 2011 г.

Актер передает Продюсеру в полном объеме (отчуждает) исключительное право на создаваемое Актером в процессе создания Фильма исполнение, а также иные объекты авторского права и смежных прав. Исключительное право на вышеуказанные объекты интеллектуальной собственности возникает у Продюсера в полном объеме с момента их выражения в какой-либо объективной форме. При этом отчуждаемое Продюсеру право включает право на использование исполнения и его записи как в Фильме, так и отдельно от него, а также право раздельного использования звукового и визуального ряда исполнения.

II. Права и обязанности актера

2.1. Актер имеет право:

— получать достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда;

— иметь место для гримирования, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам, требованиям пожарной и технической безопасности;

— пользоваться всеми правами и льготами, определенными коллективным договором.

2.2. Актер обязан:

— исполнять указанную в п. 1.1 договора роль на основании сценария Фильма, календарно-постановочного плана, требований и указаний режиссера-постановщика Фильма и в строгом соответствии с ними;

— знать наизусть текст исполняемой роли и последовательность действий по утвержденному сценарию и по режиссерско-сценарной разработке;

— принимать участие в примерке костюмов, пробах грима, читках сценария, репетициях, съемках и озвучивании Фильма во время, сообщенное ему;

— для осуществления исполнения являться в указанное в графике занятости исполнителя время в указанные заказчиком места проведения репетиций и/или съемок;

— привести свою внешность в соответствие с требованиями роли и не менять этот внешний вид (стрижка, окраска и отращивание волос, пластическая операция и т.д.) в течение срока действия настоящего договора;

— соблюдать график репетиций, съемок и озвучивания, правила внутреннего трудового распорядка в местах проведения работ по Фильму (на съемочных площадках, в студиях звукозаписи, на натурных съемках и т.д.), санитарно-гигиенические правила и нормы техники безопасности при съемке Фильма;

— в течение всего срока действия настоящего договора строго следить за своим психическим и физическим состоянием, избегать стрессов и психологических нагрузок, которые могут оказать негативное влияние на исполнение роли в Фильме;

— выезжать в киноэкспедиции в места по указанию Продюсера;

— следовать указаниям лиц, формирующих сценический образ исполнителя (в т.ч., стилиста/гримера/визажиста);

— следить за своим физическим здоровьем и моральным состоянием, не создавать ситуаций, последствия которых могут неблагоприятно отразиться на исполнении или препятствовать исполнению своих обязательств по настоящему договору (плохое самочувствие, травмы, личные или творческие конфликты и пр.);

— выполнять в случаях производственной необходимости другую творческую работу, соответствующую квалификации Актера, по заданию Продюсера;

— выполнять по заданию Продюсера работы, сопряженные с творческой деятельностью: примерка костюмов, фотографирование и т.д.;

— сохранять и поддерживать художественный уровень исполнения роли, не допускать текстовых отклонений от первоначально принятой Продюсером редакции;

— согласовывать с руководством Продюсера сроки, даты и планы участия в творческой работе в других творческих коллективах или индивидуальные выступления;

— соблюдать правила внутреннего трудового распорядка Продюсера;

— соблюдать трудовую дисциплину;

— бережно относиться к оборудованию, сценическо-постановочным средствам и другому имуществу Продюсера;

— незамедлительно сообщать руководству и администрации Продюсера о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, имуществу Продюсера.

III. Права и обязанности продюсера

3.1. Продюсер имеет право:

— использовать (загружать) Актера в соответствии с творческо-производственной необходимостью в зависимости от его квалификации;

— поручать Актеру в исключительных случаях особой производственной необходимости участие в разовых творческих акциях вне зависимости от его квалификации;

— отстранять Актера от исполнения творческих обязанностей по соображениям художественной целесообразности;

— представлять Актера к наградам, почетным званиям и другим поощрениям;

— командировать Актера для исполнения творческой работы по заданию Продюсера.

3.2. Продюсер обязан:

— занимать (использовать) Актера в соответствии с его квалификацией и творческими планами Продюсера;

— обеспечить Актеру возможность проявления творческой инициативы и творческого роста;

— обеспечить Актеру условия труда;

— предоставлять Актеру игровые костюмы, реквизит, гримировальные принадлежности и другие постановочные средства для исполнения заданий Продюсера;

— упоминать имя Актера с указанием почетного звания в титрах;

— обеспечить Актеру следующий режим рабочего времени:

— в подготовительном периоде — 8 ч работы с одночасовым перерывом, каждые пять дней работы — два дня отдыха;

— в съемочном периоде — 12 ч работы с одночасовым перерывом (полная съемочная смена), каждые 6 дней работы — один день отдыха;

— в монтажно-тонировочном периоде — 8 ч работы с одночасовым перерывом (полная смена озвучения), каждые 6 дней работы — один день отдыха;

— обеспечить Актеру следующие условия выездных съемок: проживание в гостинице или ином жилом помещении с необходимыми удобствами (холодильник, телефон, туалет, душ), проезд туда и обратно на железнодорожном транспорте — в вагоне-купе, на самолете — экономкласс, на водном транспорте — в каюте экономкласса, по шоссейным и грунтовым дорогам — легковой автомобиль;

— обеспечить Актеру безопасные условия труда и профессиональное медицинское обслуживание.

IV. Режим труда и отдыха

4.1. Стороны договорились, что полный съемочный день — это 12 ч исполнения Актером своей роли и выполнения иных обязательств, предусмотренных настоящим договором, с перерывом в 1 ч.

4.2. Актеру предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 дней.

4.3. Актеру по его просьбе предоставляется творческий отпуск (без сохранения содержания).

4.4. При переездах на машинах и автобусах продолжительностью более 12 ч Актеру по прибытии на место назначения предоставляется перерыв для отдыха длительностью 2 ч. Запрещается перевозить Актеров в автомашинах, не оборудованных для перевозки людей, груженных оборудованием и не имеющих системы подогрева салона в холодное время года.

Читайте так же:  Требования к кандидату в президенты рф установленные в конституции рф

5.1. Актеру устанавливается должностной оклад в размере 50 000 (пятьдесят тыс.) руб.

5.2. К ежегодному оплачиваемому отпуску Актеру выплачивается сумма в размере 25 000 (двадцать пять тысяч) руб.

VI. Исключительные права

6.1. Актер передает Продюсеру исключительные права на использование своего исполнения, осуществленного по настоящему договору, и его фрагментов в любой форме и любыми способами как в составе Фильма, так и отдельно от него, в том числе:

— право записывать исполнение;

— право воспроизводить запись исполнения;

— право передавать в эфир или сообщать для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств исполнение и запись исполнения;

— право на доведение до всеобщего сведения;

— право использования любыми способами и в любых формах отдельно звуковой и визуальной части исполнения.

6.2. Актер передает Продюсеру исключительные права на использование любыми способами и в любых формах диалогов, реплик и иных подобных объектов авторского права, созданных Актером в ходе оказания услуг по настоящему Договору.

6.3. Указанные в п. п. 6.1 — 6.2 права передаются Продюсеру на весь срок действия смежных и авторских прав в отношении соответствующих объектов на территории всего мира без ограничения. В случае если после подписания настоящего договора вступит в силу нормативный акт, предусматривающий увеличение сроков охраны авторских и смежных прав, переданные Продюсеру по настоящему договору права будут действовать в течение увеличенных в соответствии с таким актом сроков.

6.4. Продюсер в силу переданных ему прав вправе по своему усмотрению заменять в Фильме звуковую часть исполнения, озвучив Актера голосом другого лица, а также использовать в Фильме только звуковую часть исполнения. Актер не будет считать такие действия Продюсера нарушением своих личных неимущественных прав и иных нематериальных благ и обязуется оказывать необходимое содействие Актерам, привлекаемым Продюсером к участию в производстве Фильма.

6.5. Актер передает Продюсеру исключительные права на использование созданного им образа персонажа Фильма, голоса, имени (творческого псевдонима), своего изображения в образе данного персонажа, образца подписи, биографических данных, исполнения, его фрагментов и элементов, как включенных, так и не включенных в окончательную версию Фильма, в любой форме и любыми способами, в том числе для рекламы, создания и распространения сувениров, игр и иных товаров на территории всего мира без ограничения срока.

6.6. Продюсер имеет право уступать, передавать третьим лицам принадлежащие ему в соответствии с настоящим Договором права полностью или частично или иным образом распоряжаться правами без получения согласия Актера и выплаты ему какого-либо дополнительного к предусмотренному настоящим Договором вознаграждения, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Договором.

6.7. Продюсер как изготовитель Фильма является единственным и полным обладателем исключительных прав на его использование в любой форме и любыми способами и вправе распоряжаться ими по собственному усмотрению без ограничения территории в течение всего срока действия авторского права на Фильм.

6.8. Продюсер является производителем фонограммы звуковой части исполнения Актера и вправе использовать фонограмму и отдельные ее части как в составе Фильма, так и отдельно от него в любой форме и любыми способами и вправе распоряжаться правами на фонограмму по собственному усмотрению без ограничения территории в течение всего срока действия смежных прав на фонограмму.

VII. Порядок изменения и расторжения договора

7.1. Изменения или дополнения условий Договора возможны только по соглашению сторон и в соответствии с действующим трудовым законодательством РФ. Изменения или дополнения закрепляются отдельными соглашениями, которые с момента их подписания становятся неотъемлемой частью настоящего Договора.

7.2. Договор расторгается в связи с окончанием срока Договора.

7.3. Договор может быть расторгнут до истечения срока по соглашению сторон.

7.4. По истечении срока Договора и при взаимном желании сторон продолжить трудовые отношения на новый срок настоящий Договор подлежит перезаключению. О желании продолжения или прекращения трудовых отношений стороны извещают друг друга письменно не позднее, чем за месяц до окончания срока Договора.

VIII. Порядок рассмотрения споров

8.1. Договаривающиеся стороны будут прилагать все усилия к тому, чтобы решать все возникающие разногласия и споры, связанные с настоящим Договором, путем переговоров.

8.2. Если разногласия и споры между договаривающимися сторонами в связи с настоящим Договором не могут быть решены путем переговоров, то они разрешаются в соответствии с действующим законодательством.

Договор составлен в двух экземплярах, по одному для каждой из сторон.

This Account Has Been Suspended

Your hosting account has been suspended. There are several reasons that might lead to this:

  • Suspension due to non-payment of fees, account will be unsuspended automatically after payment for hosting.
  • Your trial term of web hosting has expired.
  • Suspension due to a violation of a rule or policy.

You can resolve all issues in yours billing account, and if you didn’t find the response yor can also open ticket in Suport service.

Аккаунт заблокирован

Ваш хостинг-аккаунт заблокирован, причины могут быть следующие:

  • Р’С‹ просрочили оплату Р·Р° хостинг, после продления хостинга, аккаунт будет разблокирован автоматически.
  • РЈ Вас закончился тестовый хостинг.
  • Материалы Вашего хостинг-аккаунта нарушают действующее законодательство или правила нашего хостинга.

Все вопросы Вы можете решить в Вашем биллинг-аккаунте, а также открыть тикет в разделе Тех.поддержка, если не нашли ответа.

Актеры в рекламе: правовые аспекты (Денисова Е.)

Дата размещения статьи: 28.08.2017

В наше время неотъемлемым атрибутом стратегии развития успешной компании и ее продукта является реклама. Такие компании практически всегда имеют свой штат маркетологов, бренд-менеджеров и других специалистов, отвечающих за данное направление. Многие рекламные активности проводятся ими самостоятельно. Однако при реализации глобальных рекламных проектов предпочтение по-прежнему отдается сторонним рекламным компаниям, которые большинство рисков берут на себя.

Ведь у рекламных компаний годами разработаны и ежедневно адаптируются методы работы в самых разных сферах рекламной деятельности с возможностями оптимизации лишних расходов, обхода запретов, а также решения, казалось бы, нерешаемых задач. Особенности сотрудничества у рекламных агентств сложились и в вопросе привлечения в рекламные кампании актеров.

Но в организации работы рекламных агентств не все так гладко, как кажется на первый взгляд. Зачастую эта видимость создается исключительно по причине несоблюдения требуемых процедур по согласованию и оформлению.

Привлекая актеров, обе стороны делают акцент на райдере и гонораре, совершенно упуская из виду грамотное оформление правовой стороны данных отношений. Согласовав условия с актерами, представитель рекламного агентства старается быстрее приступить к работе, а не к составлению договора. Такие действия провоцируются в том числе и самими актерами, которые не всегда готовы тратить время на согласование условий договора. В данной ситуации актера можно понять, так как он — творческая личность и не имеет специальных познаний в сфере юриспруденции. Тем более если гонорар получен до начала оказания актером услуг. Но это непростительно для общества, у которого это является основной сферой деятельности.

Читайте так же:  Приказ 48 от 10.02.2012

В результате такой порочной практики складывается ситуация, при которой актеры работают вообще без оформления. Единственным рабочим документом, которым стороны не пренебрегают, становится лицензионный договор или договор отчуждения исключительных прав на право использования исполнения (включая права на изображение и запись исполнения) актером роли.

Согласовывая условия лицензионного договора или договора отчуждения исключительных прав, начинающие актеры не всегда понимают, с чем им приходится сталкиваться. Часто они передают «все и навсегда», не разделяя, что это такое и для чего это нужно, а также что с этим можно сделать. Ведь когда актер станет известным, он может вспомнить, что несколько лет назад рекламировал какой-нибудь специфический товар или услуги, но сделать с этим уже ничего не сможет, а старая реклама возьмет да и «всплывет» вновь. При этом стоимость начинающего актера и передаваемых им исключительных прав и стоимость этих же прав зарекомендовавшего себя актера может разниться в сотни, а то и тысячи раз. Также, предусмотрев максимально возможный объем получаемых прав, правообладатель может изменить суть самой рекламы или роли актера в ней, зная о чем, актер первоначально не согласился бы на эту роль.

Правда, встречаются и обратные истории, когда рекламные агентства стараются максимально полно указать объем получаемых им исключительных прав и возможность их применения, автоматически трансформируя договор отчуждения исключительных прав в лицензионный, так как согласно ч. 1 ст. 1234 ГК РФ ограничение отчуждаемых исключительных прав не допускается.

Тут стоит обратить внимание на тот момент, что при отсутствии основного договора с актером и заключении только лицензионного договора/договора об отчуждении исключительных прав при указании стоимости вознаграждения за передачу/отчуждение прав в эту же стоимость включают стоимость гонорара актера за исполнение роли, совершенно не разделяя основания оплаты и их размер. Это же обстоятельство отражается и на бухгалтерском балансе, куда в итоге попадают исключительные права, отягощенные дополнительной стоимостью.

Иногда встречаются ситуации, когда в качестве договора с актером обе стороны просто подписывают технический и бытовой райдеры, в котором нет ни одного необходимого для договора атрибута. То, что райдеры актера должны быть составляющей частью заключаемого с ним договора, не исключает самого текста этого договора. При возникновении спорной ситуации невозможно будет доказать, кто были участники правоотношений, каков был предмет потенциального договора, его стоимость, сроки, права и обязанности сторон. При, казалось бы, простой ситуации, когда две стороны встретились, приняли решение, обсудили стоимость, время и объем взаимных обязательств, может вырасти огромный конфликт из тех незафиксированных мелочей, которые должны присутствовать в договоре.

Исключения из указанной ситуации случаются, но редко, в основном когда участвует актер «с именем» и суммы гонорара очень высоки. Однако в данных договорах позиция силы уже на стороне актера, так как он диктует правила и договор заключается на его условиях, даже если они и некорректны с точки зрения достигнутых договоренностей либо с точки зрения соблюдения законодательства. Так, например, актер «с именем» может включить в договор условие об одностороннем отказе от договора без объяснения причин и компенсации понесенных рекламным агентством в связи с этим убытков. Не стоит и говорить, что в такой ситуации убытки у агентства могут возникнуть немалые, так как личность актера согласовывается с клиентом, стоимость аренды помещения и оборудования для съемок второй раз никто не возместит, сроки идут. Конечно, такие ситуации встречаются очень редко, но встречаются, так как актеры тоже люди и могут либо заболеть, либо задержаться на предыдущем проекте и т.д. Рекламные агентства стараются ни с кем не ссориться и претензии пишут только в крайнем случае, а уж в суды ходят и того меньше, что, конечно, зачастую отражается на планировании бюджета рекламной кампании, в которую лимит непредвиденных расходов закладывается всегда.

С начинающими свою карьеру актерами рекламные агентства могут иногда хитрить. Например, при указании в договоре суммы, подлежащей выплате актеру по гражданско-правовому договору, если он не является индивидуальным предпринимателем, а выступает как физическое лицо, не уточняется, что из этой суммы будут вычитаться НДФЛ, а также суммы, подлежащие перечислению в ФСС и ПФР. С одной стороны, нарушения никакого нет, с другой стороны, актер получает доход практически на 30% меньше, чем рассчитывал.

Из указанного выше видно, что в настоящее время отсутствует баланс интересов между рекламными агентствами и актерами, а имеет место постоянное «перетягивание каната» на сторону сильнейшего. Каждая из сторон нуждается во второй, но в то же время старается максимально отработать свои интересы.

Еще одна огромная проблема при работе актеров с рекламными агентствами — оформление всех документов задним числом. Юрист привык сталкиваться с ситуацией, когда ему приносят договор или акт и говорят: «Согласуй, все услуги уже оказаны, гонорар и права оплачены, править ничего не надо». В такой ситуации всегда стоит помнить о вероятных правовых последствиях при согласовании и последующем подписании таких документов без проверки и необходимых правок. Во-первых, в таких документах практически всегда присутствуют самые простые логические ошибки по срокам, так как, заполняя информацию о прошедших событиях, исполнители часто забывают об этом и указывают текущие числа. Во-вторых, всегда нужно проверять слова таких сотрудников и сверяться с непосредственными исполнителями и бухгалтерией. Встречались ситуации, когда и услуги не были оказаны по причине отмены, и оплата не проходила, и сроки по уплате штрафов за несвоевременную оплату уже наступили. В-третьих, всегда стоит опасаться налоговых последствий при несогласованности комплекта документов либо отсутствии части подтверждающих документов. В основном это происходит потому, что актеры сами ни один из документов не составляют и не представляют, за исключением тех, у кого имеется свой агент. Неизвестным актерам иметь своих юридически подкованных агентов экономически невыгодно, вместо них эти документы «подбивает» менеджер или бухгалтерия рекламного агентства. Поэтому вопрос юридической грамотности актеров сейчас является достаточно актуальным.

Читайте так же:  Возврат покупки по интернету

Если говорить о штатных актерах рекламного агентства, то таких практически нет, так как привлекать актера по разовым проектам, оплачивая только это и не имея дополнительных расходов в связи с приемом на работу по трудовому договору, намного выгоднее.

Но тут встает вопрос о штатных сотрудниках самого рекламного агентства, работающих по трудовым договорам в качестве, например, проект-менеджера, event-менеджера и т.д. Когда этот персонал привлекается в качестве актеров для съемки рекламного ролика, нужно ли это как-то дополнительно поощрять и оформлять? Рекламные агентства зачастую считают, что нет, особенно если у человека не видно лица во время рекламного ролика или его трудно узнать. А то, что выполнение данных функций не входит в его должностные обязанности, что вознаграждения за это он не получает, исключительные права не передает, — эти вопросы предпочитают не задавать. Такое решение воспринимается как оптимизация костов в пользу рекламного агентства.

Между тем трудовая функция в соответствии со ст. 57 ТК РФ относится к числу обязательных условий трудового договора, которые могут быть изменены только по соглашению сторон в письменной форме. Статьей 60 ТК РФ предусмотрен запрет требовать от работников выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, регламентированных ТК РФ и федеральными законами. Поэтому работник обязан выполнять только такую работу, которая относится к его трудовой функции, а работодатель не вправе в одностороннем порядке требовать от работника выполнения работы, не предусмотренной условиями заключенного трудового договора.

Рекламные агентства как работодатели стараются обойти нормы указанных выше статей ТК РФ, включая в трудовые договоры условия про ненормированный рабочий день, а в должностные инструкции сотрудников — «размытые» формулировки, согласно которым штатные работники могут привлекаться для выполнения практически любых функций, если финальная задача входит в круг их обязанностей. В силу очевидной выгоды для рекламных агентств последний подход приобретает все большее распространение.

Отдельно стоит обратить внимание на использование изображений актеров в рекламных кампаниях.

Ни для кого не секрет, что любимым источником фотографий для рекламных агентств являются разные фотостоки, куда фотолюбители пачками загружают свои произведения для возможности их использования за установленную плату на согласованные данным ресурсом цели. На таких фотографиях частенько встречаются лица актеров. Покупая и используя такие фотографии в рекламных целях, рекламные агентства ошибочно считают, что возможные негативные последствия в случае предъявления претензий могут возникнуть только для автора данной фотографии, ведь это он ее создатель, а агентства добросовестно приобрели все права на данное произведение. Однако это не так. Статьей 152.1 ГК РФ определена необходимость получения согласия гражданина при обнародовании и дальнейшем использовании его изображения.

Изображение гражданина — это его индивидуальный облик, запечатленный в какой-либо объективной форме, как, например, на фотографии или в видеоролике. При этом под изображением следует понимать и лицо, и внешний вид в целом, и его отдельные индивидуально определенные части.

Тут стоит обратить особое внимание на включение в фотографию изображения индивидуальной особенности актера. Так, если актер имеет всеми узнаваемую татуировку на предплечье, то снимок, на котором будет только это предплечье, все равно будет ассоциироваться у потребителя с данным актером, соответственно, требования ст. 152.1 ГК РФ будут распространяться и на данный случай в том числе.

Приобретая права на фотографии, на которых изображены люди, необходимо заранее ознакомиться с правомерностью ее загрузки фотографом для продажи прав через стоковый ресурс. Конечно, все мы понимаем, что любительская съемка кого и чего угодно никак ограничена быть не может, но вот последующее использование полученных кадров в коммерческих целях должно соответствовать закону.

ГК РФ установлена возможность не получать согласия на использование изображений гражданина, если гражданин позировал за плату (подп. 3 п. 1 ст. 152.1). Однако для такого свободного использования пользователь должен иметь подтверждение реальной оплаты гражданину услуг позирования, а также договор с заказчиком съемки, в котором оговорены пределы использования данного изображения. Нарушение данных пределов недопустимо.

Так, например, изображение Бреда Пита, позирующего за плату для журнала Vogue, использоваться в рекламе салона красоты в Новосибирске не может.

Однако меры ответственности за нарушение данной нормы гражданского законодательства столь малы, что рекламные агентства не сильно обращают на это внимание, особенно если речь идет о неизвестных актерах и о локальных рекламных кампаниях, о которых эти люди могут и не узнать. В ход начинает идти весь креатив, и из актера зачастую делают клоуна, а его репутация подпадает под угрозу.

Так, в случае нарушения указанного права могут быть применены только общие способы защиты, установленные ст. 12 ГК РФ (п. 7 Постановления Пленума ВС РФ N 5, Пленума ВАС РФ N 29 от 26.03.2009 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

С указанными выше ситуациями, уверена, приходилось сталкиваться большинству юристов, работающих в сфере рекламы. Ситуация меняется то в худшую сторону, то в лучшую, однако проблемы и нерешенные вопросы до сих пор остаются. Виной тому многие факторы.

Во-первых, пробелы в законодательстве. Судебная практика не дает облегчения для разрешения спорных моментов, так как в разных регионах она идет разными путями, и даже в рамках одного суда бывают прямо противоположные решения.

Во-вторых, жесткая конкуренция. В текущей экономической ситуации клиентов становится все меньше, так как, «затягивая пояса», сокращают в первую очередь маркетинговые бюджеты. Кроме того, два крупных рекламных направления, на которые были ориентированы некоторые рекламные агентства, такие как алкоголь и табак, выживающие в любой экономический кризис, в настоящее время закрыты для рынка.

В-третьих, человеческий фактор. Люди недооценивают важность соблюдения всех правовых процедур. Молодые артисты считают, будто, настаивая на подписании документов, они заставляют думать вторую сторону, что ей не доверяют. Опытные менеджеры и артисты на все «машут рукой», стараясь быстрее сделать работу, а не вести бумажную волокиту.

20 лет назад в нашей стране не было такого развития рекламной индустрии и ее правового охвата. Страна постепенно, как живой организм, адаптируется к внешней среде и подстраивается шаг за шагом. Будем надеяться, что нам не потребуется еще 20 лет, чтобы привести законодательство к оптимальному балансу интересов сторон, научиться уважать права друг друга, стать законопослушными и быть внимательными к недопущению нарушений.